?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

muse

Мы живет в век поистине удивительных возможностей. Всё больше и больше технологий становится массово доступными и это побуждает массу людей экспериментировать. Всё это вносит вклад в технологическую сингулярность, раскручивая маховик изобретений. Я хочу рассказать о такой крайне интересной вещи, как обучение.

Думаю, что тут уместно привести известную цитату: «голова - предмет темный, исследованию не подлежит». Никто не станет отрицать, что наша когнитивная деятельность во многом остается загадкой, мы всё еще не в состоянии воспроизвести её в виде законов или алгоритмов. Процесс обучения представляется поистине «черным ящиком», один индивид что-то говорит, делает, второй пытается за ним что-то повторить и как-то (!) научается. Нет абсолютно никаких оснований полагать, что учитель и ученик действуют внутри своей головы сходным образом, когда выполняют ту или иную задачу. Понимание часто заменяется механистическим следованием, что, вероятно, является следствием иного мышления.

Именно это пресловутое мышление определяет наш конечный результат обучения. Этим и ценны хорошие учителя – они прививают правильное мышление, добиваются от учеников понимания, работают именно с мыслительным процессом, а не с результатом. Это особенно заметно на сложных образовательных курсах, вроде «квантовой химии», когда студенты, пропустившие лекцию, зачастую, лучше решают задачи, руководствуясь только механистическим алгоритмом решения, но не в состоянии объяснить что они делают и почему.

До сих пор это состояние ума не находится в фокусе процесса массового обучения, но некоторые организации понимают, что могут извлечь из этого выгоду и начинают свои исследования. Так, агентство DARPA рассказало, что оно видит большой потенциал в улучшении работы солдат через фокус на определенное умственное состояние. Эми Краус, бывший менеджер программы рассказала, что было обнаружено, что лучшие стрелки перед выстрелом входят в определенное умственное состояние и тем самым достигают лучших результатов. Это состояние поддается тренировки и позволяет стрелкам-новичкам сразу (!) улучшить свой результат на 100% (я думаю, подразумевается увеличение очков от стрельбы в два раза).

Конечно, это отличная новость для тех, кто занимается стрельбой, но что же гражданское применение? К счастью, рынок предоставляет нам выбор устройств, способных мониторить нашу умственную активность. В том числе и канадский проект MUSE, целью которого является именно поддержка сконцентрированного умственного состояния.

muse_controller_03

Кто знает, возможно, в будущем наше обучение не будет обходиться без подобных устройств, а обучение будет больше сфокусировано не на зубрежке, а на развитие мышления.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
julia28
Jul. 24th, 2014 06:24 am (UTC)
Это, конечно, очень интересно и хотелось бы попробовать.
sunely_tales
Jul. 26th, 2014 10:46 am (UTC)
Я думаю, что в ближайшем будущем уже сможем попробовать :-)
lateonomen
Jul. 25th, 2014 03:35 am (UTC)
Класс! Пойду на обеде куплю этим ребятам ящик пива кофе, может удастся выклянчить обруч ;)
sunely_tales
Jul. 26th, 2014 10:46 am (UTC)
Я думаю, что должно быть что-то крепче кофе :-)
imigmaker
Oct. 4th, 2014 11:42 pm (UTC)
Зубрёжка (развитие памяти) необходима, так как без неё мышлению (процессу над элементами памяти) не чем будет оперировать.

Простой пример. Не зазубрив букв, вы не научитесь составлять слова.
sunely_tales
Oct. 5th, 2014 11:21 am (UTC)
Не пытаясь преуменьшить значение памяти, хоту отметить, что интеллект и память не тождественны. Можно запомнить много всего, но остаться весьма средним в плане интеллекта.
Наиболее показательным примером является случай с человеком, вошедшим в учебники нейрофизиологии как "Ш." (Лурия A. P. МАЛЕНЬКАЯ КНИЖКА О БОЛЬШОЙ ПАМЯТИ)
imigmaker
Oct. 5th, 2014 04:59 pm (UTC)
А про Ким Пика слышали? Это тоже пример уникума с отличной памятью.
sunely_tales
Oct. 7th, 2014 06:16 am (UTC)
Спасибо за наводку, почитала - было очень познавательно. Отмечалось, кстати, что и у него были проблемы с абстрактным мышлением. Интересно, может ли слишком хорошая память подавлять развитие интеллекта?
imigmaker
Oct. 7th, 2014 02:53 pm (UTC)
Число нейронов велико, но всё же ограничено.Вероятно, что при чрезмерном развитии памяти тормозится развитие других способностей.
sunely_tales
Oct. 8th, 2014 07:09 am (UTC)
Возможно. А как связать это с тем, что префронтальная кора, отвечающая за интеллект в узком смысле и гиппокамп, отвечающий за память - сельно разнесены пространственно?
imigmaker
Oct. 8th, 2014 04:57 pm (UTC)
Может это обусловлено генетически. Но для мозга существует и физиологическое ограничение количества поступающих питательных веществ и кислорода в единицу времени. Кровь также выступает в роли хладагента. Некоторые проводят параллели с CPU и говорят, что TDP мозга приблизительно 25 Вт.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel