?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тайна голубых глаз



Когда мы говорим «глаза цвета неба», мы даже не задумываемся, насколько мы правы. Ведь голубой цвет нашим глазам предает тоже явление, что и небу, а именно рассеяние света.

Радужная оболочка состоит из 2 слоев: внешнего мезодермального (который, в свою очередь, делится на передний пограничный слой и строму, богатую коллагеном и сосудами) и внутреннего эктодермального. Во внутреннем слое у всех людей, кроме альбиносов, есть меланин, а вот во внешнем меланин есть не у всех, и при его отсутствии глаза имеют голубой или серый цвет. Вот здесь и начинается самое интересное. За счет коллагена и других составляющих стромы свет, попадающий на радужную оболочку, рассеивается – это явление называется эффект Тиндаля.

eye6

Лучи, встречая на своем пути частицы с другим показателем преломления, чем среда, меняют направление и могут выйти из радужной оболочки обратно. Эффект Тиндаля затрагивает, в первую очередь, коротковолновый (голубой) свет, а вот длинноволновый цвет проходит практически без рассеивания и попадает на внутренний слой, где поглощается меланином. Таким образом, мы видим выходящий из глаз голубой свет и они нам кажутся голубыми. Очень похожее явление происходит и в небе, только вместо эффекта Тиндаля там наблюдается Рэлеевское рассеивание. Основное их различие в том, что Рэллеевское рассеивание происходит на очень маленьких частицах – молекулах атмосферы, а эффект Тиндаля на более крупных частицах – молекулах коллагена.

eye7

С серыми глазами все немного сложнее. Предположительно серый цвет глаз связан с большим количеством коллагена в строме, при этом некоторые частицы, на которых происходит рассеивание, становятся еще больше, и эффект Тиндаля сменяется на рассеивание Ми, которое равномерно для всех длин волн. Т.е. к голубому свету примешивается небольшое количество лучей другого цвета, что мы видим как серый цвет глаз. Очень похожее происходит в пасмурную погоду, когда в облаках накапливаются капли воды и пыли, которые уже слишком большие для эффекта Тиндаля, его сменяет рассеивание Ми, которое затрагивает уже лучи всех длин волн. Когда облака единичные, то мы видим их как белые (как сумма разных длин волн), а вот когда их много, то часть света поглощается, и мы наблюдаем серое пасмурное небо. Чем плотнее облака, тем темнее они нам кажутся.

eye8

Я встречала ошибочное заблуждение, что голубой цвет глаз придают сосуды: якобы наши ткани поглощают красный спектр, и мы видим их голубыми, также как мы видим голубые сосуды под кожей. Но это не так, сосуды мы не видим из-за внутреннего эктодермального слоя радужной оболочки, богатого меланином. А вот у альбиносов (но не у всех), в этом слое меланина нет, поэтому красные сосуды видны. У них цвет глаз варьирует от ярко красного (когда много коллагена), до фиолетового, когда эффект Тиндаля накладывает голубой рассеянный свет на красный цвет сосудов. При некоторых формах альбинизма меланин во внутреннем слое с годами накапливается, и глаза постепенно становятся голубыми.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nastasia_berry
Nov. 16th, 2014 07:23 am (UTC)

очень интересная статья! спасибо!

sunely_tales
Nov. 16th, 2014 08:05 am (UTC)
Рада, что понравилось :-)
amazing_girl
Nov. 16th, 2014 07:53 am (UTC)
Боже, Оля....Я...ПОТРЯСЕНА, честно! Да, клише типа "глаза цвета неба" я слышу постоянно..
Но вот чтобы узнать, что между этим высказыванием и цветом глаз есть ПРЯМАЯ и НЕ ПРИДУМАННАЯ связь - это я узнала только от тебя).....
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 08:06 am (UTC)
Этот пост тоже родился благодаря твоему вопросу про гетерохромию :-)
Так что еще раз тебе спасибо за тему :-)
helen1950
Nov. 16th, 2014 08:39 am (UTC)
Спасибо Ольга за просвещение,не знала об этом!)
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 08:46 am (UTC)
Да я сама новое узнала, пока писала. Всегда думала, что у альбиносов только красные глаза бывают, а, почитав про разные формы, удивилась, что оказывается часто со временем становятся голубыми :-)
(no subject) - helen1950 - Nov. 16th, 2014 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - helen1950 - Nov. 16th, 2014 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lovevegas - Nov. 17th, 2014 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 17th, 2014 08:27 am (UTC) - Expand
yavelik
Nov. 16th, 2014 09:07 am (UTC)
Хорошо. что вы вернулись к этой теме чтобы более подробно осветить ея.
В статье про многоцветные глаза, признаться, объяснение не показалось слишком убедительным. Теперь намного лучше.
Осталось только объяснить -- почему на фото со вспышкой возникают "красные" глаза.
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 09:10 am (UTC)
В комментариях читатели высказали интерес к этой теме, вот я и решила ее подробнее осветить.
Про красные глаза тоже напишу
(Deleted comment)
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 10:51 am (UTC) - Expand
kulichevsky
Nov. 16th, 2014 09:44 am (UTC)
А если не голубые, а просто синие, как у меня - устройство и процессы, такие же?
Фу-фу-фу...
Вот за всё это невкусное я и не люблю учебники анатомии-биологии и всякие медицинские атласы.
Многия лишния знания ухудшают удовольствие от жизни.
Уж лучше созерцать плохонакрашенные глаза, нежели копаться в их содержимом.
Вот!
wylwurwolv
Nov. 16th, 2014 10:34 am (UTC)
Сразу видно просвещённого человека.
(no subject) - kulichevsky - Nov. 16th, 2014 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - wylwurwolv - Nov. 16th, 2014 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - kulichevsky - Nov. 16th, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - wylwurwolv - Nov. 16th, 2014 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 10:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - kulichevsky - Nov. 16th, 2014 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kulichevsky - Nov. 16th, 2014 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - kulichevsky - Nov. 16th, 2014 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - imigmaker - Nov. 20th, 2014 06:16 am (UTC) - Expand
smspudilj
Nov. 16th, 2014 10:13 am (UTC)
ой блин, как всё сложно оказывается!!!
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:45 am (UTC)
С одной стороны да.
Как вы считаете, разве не изящно то, что всё многообразие цветов определяется, по сути, двумя факторами? )
lirik1980
Nov. 16th, 2014 10:15 am (UTC)
Очень интересный пост! Я Вас зафрендил!
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:46 am (UTC)
Большое спасибо!
(Deleted comment)
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:50 am (UTC)
Я тоже в свое время не сразу разобралась в этом вопросе, но уж больно любопытно мне было узнать про свои серо-голубые глаза...
wylwurwolv
Nov. 16th, 2014 10:35 am (UTC)
А зелёные тогда в каком случае?
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:42 am (UTC)
Зеленый цвет получается, когда присутсвует небольшое количество меланина - среднее между карими и голубыми :)
Можете почитать тут: http://sunely-tales.livejournal.com/45344.html
grabitel_blya
Nov. 16th, 2014 10:35 am (UTC)
Ни хрена не понял, но у меня глаза серо-голубые. Интересно, а цвет глаз как-то влияет на сообразительность?
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:52 am (UTC)
Цвет глаз на это не вляияет :) Могу сказать, что и сама не сразу во всём этом разобралась.
lidok
Nov. 16th, 2014 10:38 am (UTC)
Статья интересная, но поняла ее толко в общем. Но в целом интересно, спасибо! Единственное, что смущает, - ошибки в тексте. Думала, у ученых с грамотностью лучше, ну да ладно...
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:55 am (UTC)
Спасибо за комент, я тоже с интересом узнала, что тема не самая тривиальная :)
cyaness
Nov. 16th, 2014 10:42 am (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Занятно, что именно сегодня утром мы с девочками обсуждали, почему облака тёмные, а не голубые.

И получается, что фиолетовые глаза всё-таки возможны!
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 10:47 am (UTC)
Да, возможны, но у альбиносов :-). Признаюсь, что в живую такого не видела, только фотографии.
(no subject) - cyaness - Nov. 16th, 2014 11:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Nov. 16th, 2014 11:12 am (UTC) - Expand
fotovivo
Nov. 16th, 2014 10:59 am (UTC)
Очень интересно.
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 11:00 am (UTC)
Большое спасибо :)
irewi
Nov. 16th, 2014 11:25 am (UTC)
"выходящий из глаз голубой свет"

о, как романтично!

А если глаза серо-голубые? Обычно серые, а когда небо три раза в год в сраном Питере голубое, то тоже голубые?
sunely_tales
Nov. 16th, 2014 11:27 am (UTC)
Разница в освещении и окружении действительно может поменять оттенок глаз :-)
lingon_silt
Jan. 15th, 2015 07:55 am (UTC)
Очень интересно! Скажите, а зеленые глаза нечто среднее? Т.е. есть меланин во внешнем слое, но его немного?
У дочки у единственной в семье зеленые глаза, она меня уже замучила вопросами про цвет глаз))
sunely_tales
Jan. 15th, 2015 11:20 am (UTC)
Спасибо.
Да, зеленые глаза, это голубые глаза с примесью коричневого цвета от меланина :-)

Если вам интересно - тут про другие цвета
http://sunely-tales.livejournal.com/45344.html

Edited at 2015-01-15 11:22 am (UTC)
(no subject) - lingon_silt - Jan. 16th, 2015 06:11 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel