?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

liar


Маленький ребенок – это доброе, наивное и довольно неуравновешенное существо по причине необременённости социальными правилами. Возможно некоторые родители окажутся удивлены, когда узнают, что традиционные методы воспитания честности приводят к противоположным результатам.

Представим простую ситуацию, вы находитесь с ребенком (от 4 до 8 лет) в комнате, он сидит на стуле. Вы ставите за его спину игрушку и гвоорите: «Я сейчас выйду из комнаты, а ты не оглядывайся». Думаю, что все без труда могут представить себе результат, но давайте взглянем на точные цифры.

Проанализировав таким способом 372 ребенка исследователи обнаружили, что нарушали запрет где-то 2/3 участников. Примечательно, что с возрастом тенденция к ослушанию постепенно ослабевала, приблизительно на 3%, за каждый месяц жизни, что, на мой взгляд значительно.

И вот, вы возвращаетесь и спрашиваете ребенка: «Смотрел ли ты на игрушку, пока меня не было в комнате»? Взглянем на цифры, из тех детей, кто оборачивался, 2/3 предпочли соврать о своем поступке :-). И опять же, с возрастом они делают это реже, где-то на 1,5% за каждый месяц жизни.

Почему же дети становятся честнее? Ученые связывают это с постепенным внедрением императива о том, что говорить правду правильно. Впрочем, всем известно, что родители прибегают еще к двум стратегиям, для того чтобы добиться от детей честности. Одно из них, это устрашение наказанием за ложь, а второе это объяснение, что им будет приятно услышать правду.

Как воздействуют эти стратегии на детей? Запугивание не работает – ребенок не становится честнее. Напротив, убеждение ребенка в том, что правда важна для родителей или в том, что быть честным побуждает где-то половину маленьких обманщиков образумиться.

Как довольно уместно сказали в Интерстеллар – абсолютная правда не самый лучший способ коммуникации и, возможно, способность обманывать закладывается в нас изначально. Однако это не отменяет личного примера и последовательной позиции, которая должно помочь маленьким людям обжить этот большой мир :-)

Оригинальная публикация: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022096514001817

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
wylwurwolv
Dec. 9th, 2014 09:37 am (UTC)
"Все люди лгут" :)
sunely_tales
Dec. 9th, 2014 10:59 am (UTC)
Это утверждение ложно?
wylwurwolv
Dec. 9th, 2014 11:24 am (UTC)
Абсолютно верное. Это норма:)
Ваня Сельский
Dec. 10th, 2014 08:32 am (UTC)
"Абсолютно верное. Это норма:) "

Вас обманули :)
smertnyy
Dec. 9th, 2014 11:31 am (UTC)
1. наказание все-таки работает.
2. обьяснение, что говорить правду выгодно, также работает.
sunely_tales
Dec. 9th, 2014 11:48 am (UTC)
Я согласна, что в воспитании детей нет абсолютных истин :-)
Скажите, а на ваш взгляд эти стратегии равноценны?
smertnyy
Dec. 9th, 2014 12:54 pm (UTC)
одна лучше работает в одних ситуациях и с одними детьми, другая - с другими. лучше же комбинировать.
ckryt
Dec. 10th, 2014 09:06 am (UTC)
Все дети разные. Дети с хорошо развитым воображением лгут чаще. Интереснее всего наблюдать за тем, как ребенок выстраивает последовательность того, что он забыл, но ответ дать считает нужным.
Что интересно, чем старше, тем более точная получается модель поведения всех, кто участвовал в "воспоминании".
А вот роль наказания... тут опять-таки, со всеми детьми по-разному. Ребенку с развитым воображением НЕВОЗМОЖНО объяснить, что врать плохо - порой он не отличает выдуманную реальность от настоящей. И тут срабатывают, в основном, долгие беседы, когда взламывается выдуманная реальность и показывается настоящая. Наказания тут дают обратный эффект: его ЗА ПРАВДУ наказывают.
Теперь возьмем диаметрально противоположный случай: когда ребенок врет только в том случае, когда ему это выгодно. Возьмем еще, для усиления эффекта, ребенка с плохо развитым воображением. И вот тут получается, что беседы не сработают: ребенок видит выгоду от лжи, понимает, что шанс попасться несравнимо меньший, чем "прокатит", а наказание - беседа, не представляется серьезным. Т.е. выгода больше наказания. И тут да, необходимо увеличивать меру наказания до той, когда выгода от лжи станет меньше вреда от провала.
в большинстве случаев все эти процессы у ребенка идут на бессознательном уровне, так что он вам даже не сможет ответить что он понял, а что нет.
Остальные случаи чаще всего промежуточные.
Так что, вот как-то так вот :-)
П.с. мнение личное, основанное просто на наблюдениях и анализе.
sunely_tales
Dec. 10th, 2014 01:53 pm (UTC)
Да, мне доводилось наблюдать подобное.
А что вы подразумеваете под наказанием?
ckryt
Dec. 11th, 2014 08:08 am (UTC)
Да все, что угодно, за что ребенок воспримет как наказание. От разговора по душам до физического воздействия.
Кстати, для некоторых детей именно разговор воспринимается гораздо худшим наказанием, чем удар по заднице.
sunely_tales
Dec. 12th, 2014 11:25 am (UTC)
Я с вами согласна.
Я читала, что основная проблема наказания не в том, что оно устанавливает четкую связь с поступком и когда ребенок видит, что наказать его не могут, воспринимает этот как сигнал к действию.
ckryt
Dec. 12th, 2014 02:27 pm (UTC)
А это работает со всеми. как говориться, игры с выигрышной суммой.
Когда водитель хочет проскочить на красный, у него на весах только "сокращение времени" и "попасть в аварию". Естественно, осторожные водители снижают вероятность, оглядываясь по сторонам.
И тут приходится вмешиваться государству, ставя камеры на перекрестках и снимая нарушителей.
Итог - сумма игры становится отрицательной, и вуаля! - резко снижается количество аварий на дорогах.
Кстати, вот еще интересная статья про введение контроля и изменение весов игр:
http://geektimes.ru/post/242352/
Думаю, следующим шагом будет создание "белых" городов, где каждый общественный метр снимается минимум тремя камерами.
sunely_tales
Dec. 12th, 2014 02:32 pm (UTC)
Да, вполне возможно. Интересно, каково жить в подобном мире? Любое действие оказывается публичным и все самоцензурируются?
Ваня Сельский
Dec. 10th, 2014 02:49 pm (UTC)
"А вот роль наказания... тут опять-таки, со всеми детьми по-разному. Ребенку с развитым воображением НЕВОЗМОЖНО объяснить, что врать плохо - порой он не отличает выдуманную реальность от настоящей."

Это уже шизофрения, а не развитое воображение.

ckryt
Dec. 11th, 2014 07:52 am (UTC)
Это уже шизофрения, а не развитое воображение.
=================================
А еще у детей бывают воображаемые друзья, а еще дети верят, что их куклы живые.
Понимаете, с ростом ребенка воображение падает. И то, что простительно ребенку, уже не простительно взрослому...
И задача взрослого как раз объяснить что есть норма.
Но и тут есть свои исключения.

Ваня Сельский
Dec. 11th, 2014 08:16 am (UTC)
« А еще у детей бывают воображаемые друзья, а еще дети верят, что их куклы живые.»

Да, я читал про это в свое время :)

http://www.e-reading.link/bookreader.php/58470/Uindem_-_Chokki.html

Я просто не согласен с Вашим тезизом «А вот роль наказания... тут опять-таки, со всеми детьми по-разному. Ребенку с развитым воображением НЕВОЗМОЖНО объяснить, что врать плохо - порой он не отличает выдуманную реальность от настоящей». Хотя я был ребенком с довольно развитым воображением (ну, или по крайне мере, я так вообразил :)) я, насколько помню, почти никогда не врал. Хотя иногда и страдал от этой самой правды :)
Ваня Сельский
Dec. 10th, 2014 03:02 pm (UTC)
Прошу прощения, но вот очередной рассказ, немного близкий к теме. :)

http://royallib.com/read/gordon_dgon/chestnost___luchshaya_politika.html#0

Он оказал на меня большое влияние в детстве. Я и до его прочтения никогда не врал, а после него, стал неврать еще чаще :)
sunely_tales
Dec. 12th, 2014 11:43 am (UTC)
Прекрасный рассказ! Его, наверно, нужно читать перед изучением неевклидовой геометрии или других разделов, которые начались с опровержения аксиом :)
Ваня Сельский
Dec. 15th, 2014 07:51 am (UTC)
"Прекрасный рассказ!"

Полностью согласен! Он окончательно сделал меня самым честным человеком из тех, кого я знаю :)
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel