?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

mobile1

Пару лет назад посчастливилось мне побывать в музеях немецких автогигантов. Концепт-кары были бесподобны (кто бы сомневался), но я обратила большее внимание на развитие персональных автомобилей на протяжении XX века. Удивительно, какое разнообразие форм предлагали производители в середине века: руль посередине, дверь спереди и сзади. Такого полета фантазии я даже представить не могла, а ведь все это были реальные серийные машины. Любопытно, что с годами все эти многочисленные формы унифицировались и теперь, несмотря на разнообразие функций и комплектаций, рядовому потребителю приходится изрядно поднапрячься, чтобы найти различия.

Аналогичную историю мы наблюдали совсем недавно, в начале XXI века, с мобильными телефонами. Когда я училась в университете, рынок мобильников только развивался, функционала тогда практически не было, но разнообразие исполнения просто поражало. Многочисленные слайдеры, лягушки, откидные крышечки сегодня ушли в историю. Сейчас тренд задает iPhone со своим минималистическим дизайном. История с автомобилями повторилась, выбор в большей степени обусловлен именем бренда, ведь уловить тонкую разницу между моделями дано далеко не каждому.

mobile0

Совсем недавно читая книгу «стратегия голубых океанов», я узнала о концепции «алых океанов», где производители полностью погружены в конкурентную борьбу, жестокую и беспощадную, от их битв океаны наполняются кровью и становятся алыми. Когда компания отдает все силы на эту войну, она уже не изобретает ничего нового, а копирует и комбинирует уже существующие на рынке предложения, все это рано или поздно приводит к тому, что все товары конкурентов становятся одинаковыми и потребитель в действительности давно не видит между ними разницы. Иногда, какая-нибудь компания изобретает инновацию и вырывается вперед в «голубой океан», свободный от конкурентов. Не тратя силы на борьбу, она спокойно совершенствует и развивает свой товар, до тех пор, пока другие ни заметят успех этой инновации и не начнут ее копировать.

Я обратила внимание, что все это похоже на эволюцию и естественный отбор в природе. Ряд мутаций приводят к образованию нового признака, также как группа изобретателей создает новый продукт на рынке. Далее этот продукт-признак начинает приспосабливаться к окружающей среде, а именно к потребителю. Свободный рынок сегодня очень похож на внутривидовую борьбу: выживает сильнейший или тот, кто лучше приспособлен к окружающей среде.

mobile2

Если продукт оказался удачным и прошел естественный отбор, т.е. потребителям он понравился, и они начали активно его закупать, начинается следующая стадия – закрепление признака. Недавно я писала пост про половое размножение, где описывала, что с помощью полового размножения происходит «перемешивание» полезных признаков с последующим отбором удачной комбинации. Это очень напоминает стадию конкурентной борьбы: производители изучают популярные товары, находят этот удачный признак, затем, копируя, комбинируют его с другими решениями, прошедшими естественный отбор. И вот удачный продукт-признак распространяется на всю популяцию (по всему рынку). Он полностью адаптировался, механизм разработки новой модели, а по факту копирование и предложение новой комбинации уже существующих продуктов, работает как часы, не внося существенный изменений.

То, что когда-то выделяло некоторых особей, становится mainstream и наоборот объединяет, лишая разнообразия.  Мы тратим время в интернете и магазине на выбор по факту между одинаковыми предложениями, консультанты и производители забивают нам голову деталями, которые мы даже не понимаем. Потребители сидят и ждут, когда случайная мутация-инновация пройдет естественный отбор и закрепится в будущих поколениях. Все как в природе. А мой опыт подсказывает, что какие бы способы разработки инновационный решений, многочисленные тренинги и подходы ни предлагали консалтинговые агентства, но инновации, как и мутации, всегда случайны.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
ez98
Dec. 14th, 2014 04:35 pm (UTC)
Картинка эволюции BMW похожа на

Модель 1995 г. - пик эстетического и технического совершенства, две последние отображают деградацию автомобилестроения. У мерседосов и ауди тенденция та же.
sunely_tales
Dec. 15th, 2014 07:19 am (UTC)
Я думаю, что все ждут какое-нибудь новое решение. Сколько можно переливать из пустого в порожнее и комбинировать уже устаревшие решения.
mr_perser
Dec. 14th, 2014 06:01 pm (UTC)
С последней трети прошлого века производители часов, велосипедов и прочих автомобилей и чайников умышленно понижают срок службы товаров за счёт понижения качества этих товаров.
Вы полагаете, что природа имеет целью понижать качество биоматериала в процессе естественного отбора?
lordn
Dec. 15th, 2014 04:08 am (UTC)
не качество, а ограничение срока службы биомассы. мы не вечны. :о)
sunely_tales
Dec. 15th, 2014 06:47 am (UTC)
Я думаю, что в природе тоже наблюдается "ухудшение" организмов при их специализации и приспособлении к своей нише. Например, чем больше животное питается пищей животного происхождения, тем больше метаболитических путей у них исчезает: все больше аминокислот и других питательных веществ им нужно получать в чистом виде, так как они их не могут синтезировать. Это хорошо видно на кошках, им для сбалансированного питания нужно гораздо больше, чем нам.
Есть еще пример: ящерицы способны к сложной регенирации, а мы, к сожалению уже нет. Тоже в какой-то степени ухудшение качества...
А как Вы думаете, компании действительно умышленно уменьшают срок службы товаров или это банальное последствие удешевления?
mr_perser
Dec. 15th, 2014 10:56 am (UTC)
Специализация это выигрыш в одном и ослабление в другом, менее востребованном.

Если же вы заменяете востребованный элемент, например трущуюся металическую деталь на пластмассовую деталь, работоспособности которой хватит только на пару лет гарантийного срока, то это не специализация, а просто понижение качества с целью быстрейшей ротации товаров, а не с целью оптимального служения людям.

Природа же всегда нацелена на оптимальность в своих произведениях.
sunely_tales
Dec. 15th, 2014 05:45 pm (UTC)
А что есть оптимальность? Вам случалось жалеть о вещах, которые были куплены, но использовась лишь однажды? Они действительно стили всех тех "металлических частей"?
5509850
Dec. 17th, 2014 12:01 pm (UTC)
>>"А как Вы думаете, компании действительно умышленно уменьшают срок

>>службы товаров или это банальное последствие удешевления?"

-Нет, это намеренно делается. Есть даже термин "Планируемое устаревание".

Edited at 2014-12-17 12:02 pm (UTC)
sunely_tales
Dec. 17th, 2014 05:45 pm (UTC)
Не очень приятно :-(
knight_agilulf
Dec. 14th, 2014 07:09 pm (UTC)
"Я обратила внимание, что все это похоже на эволюцию и естественный отбор в природе"

Кажется, одним из первых это заметил в своей "Сумме технологии" всё тот же Станислав Лем. А вообще, тема очень благодатная для размышлений. Отбор ведут не только потребители, но также наличие инфраструктуры, производственых мощностей и т.д. Лет пять назад, кстати, в "Вокруг света" (когда он ещё не стал туристическим буклетом) была хорошая статья на эту тему.
sunely_tales
Dec. 15th, 2014 07:17 am (UTC)
Надо найти почитать про это :-) Спасибо за источники :)
Владимир Черемисин
Dec. 16th, 2014 02:34 pm (UTC)
Оля, книга "Стратегия голубого океана" вдохновила меня аж на целую магистерскую диссертацию :)
Я не совсем соглашусь с твоим выводом в части его проекции на рынок. Распространение инновационного признака на всю "популяцию" - это только один из путей жизни инновации. И да, здесь тот же айфон будет самым что ни на есть подходящим примером (большой сенсорный экран вкупе с интерфейсом, адаптированным именно под пальцы, а не стилус).
Хорошая инновация вполне себе может оставаться нишевой. Возвращаясь к книге - не все кинулись делать автобусы из углепластика, как NABI. А Sony и Microsoft не кинулись вслед за Nintendo упрощать свои игровые приставки и игры к ним. Даже наоборот.
sunely_tales
Dec. 16th, 2014 03:06 pm (UTC)
Вова, да "стратегия голубых океанов" действительно великолепная книга :-)
Ты абсолютно прав, не всегда все распространяется на всю "популяцию", это скорее касается товаров, которые становятся "необходимым" атрибутом жизни, как машина или мобильник. А вот что, касается более узких продуктов или товаров для удовольствия или удовлетворения более экзотических потребностей, тут может все быть даже наоборот. Например, высокотехнологичная одежда, мне кажется, в обратном направлении двигается...
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel