?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



На работе за чашкой чая начали обсуждать современную фантастику, оказалось, что многим нравится концепция взаимодействия людей с формами жизни, принципиально отличными от нас. Различия могут быть разного уровня: от культурно-социальных, до биолого-молекулярных. В любом варианте такие столкновения обнажают наше излишне шаблонное мышление. Несмотря на весь накопленный багаж научных знаний, мы с большим трудом можем осознать и принять другой уклад жизни, в современном обществе толерантность до сих пор остается лишь термином.

Видимо вот эту проблему «нетолерантности» и шаблонного мышления пытаются обнажить редкие современные авторы. Если посмотреть на большинство научно-фантастических произведений, пришельцы сильно напоминают нас, а если отличаются, то, как правило, изображены непривлекательными и основанная их роль/судьбы -  стать жертвами нашей агрессии (которую зачастую авторы оправдывают). Всепоглощающий антропоцентризм правит даже здесь, в выдуманном мире будущего.

Я помню, как в школе, по списку литературы читала Ефремова «Звездные корабли». Устами ученого автор озвучивают свою теорию, что в каких бы условиях ни развивалось разумное существо, оно обязательно будет гуманоидом. Даже тогда мне это казалось несколько самоуверенно эгоцентричным. Тоталитаризм школьных преподавателей заставлял нас верить авторам, но мое внутреннее несогласие с этим мнением выжгло этот эпизод в моей памяти.



Много лет спустя я узнала, что Ефремов был ученым-палеонтологом…  За свою научную деятельность, он был в огромном количестве экспедиций и раскопал множество останков вымерших животных. По-моему мнению, палеонтологи, видя огромное разнообразие древних форм жизни, должны более оптимистично и креативно представлять возможности эволюции. Но видимо желание верить, что люди – венец эволюции, затуманивает научное мышление, и снова нам кажется, что мы – само совершенство, и другого просто не может быть.

Совершенно по-другому смотрит на инопланетную жизнь Лем в своем произведение «Фиаско». Антропоцентризм и эгоизм людей настолько всепоглощающие, что способны уничтожить целые цивилизации, а мы в свою очередь находим тысячи оправданий своим отвратительным поступкам. Мы же люди! Вот только зачастую за антропоцентризмом мы забываем, что человеком не рождаются, человеком становятся. А толерантность - то качество, без которого мы не можем совершить этот маленький эволюционный скачок личности.



Когда я читаю новости о поисках других форм жизни, с одной стороны меня распирает любопытство ученого, а с другой я задаюсь вопросом: «а готовы ли мы к этой исторической встрече?». Боюсь, что пока ответ «нет».

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
annalarionova
Apr. 21st, 2015 08:29 am (UTC)

Да, не важна внешняя форма, важен уровень развития сознания.
Согласна, что не готовы, и Лем про эгоизм был очень прав.

ahiin
Apr. 21st, 2015 09:03 am (UTC)
Я, все-таки, замечу, что Ефремов имел куда больше оснований для своих выводов, чем Лем.
sunely_tales
Apr. 21st, 2015 09:43 am (UTC)
Я затрудняюсь сказать, что именно явилось основанием для гипотез Ефремова, поэтому мне остается только поверить вам на слово :-)
(no subject) - ahiin - Apr. 21st, 2015 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Apr. 22nd, 2015 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - ahiin - Apr. 22nd, 2015 11:17 am (UTC) - Expand
deadmadcat
Apr. 21st, 2015 09:13 am (UTC)
С другими формами жизни мы уже знакомы, их полно вокруг. Что изменится на чужой планете? Мне кажется, что ничего. Мы не способны поговорить с муравейником, с осьминогом, даже с дельфином, несмотря на то что дельфин довольно-таки похож на нас. Точно так же не сможем поговорить и с инопланетными формами. Причем это не временная неготовность, а принципиальная невозможность. Вероятнее всего, встретив разум, мы даже не сможем распознать и признать в нем разум. Не то что взаимодействовать с ним.
sunely_tales
Apr. 21st, 2015 09:42 am (UTC)
Да, увы, с внеземным разумом, скорее всего, так и будет.
(no subject) - dark_arch0n - Apr. 21st, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Apr. 22nd, 2015 08:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - Ваня Сельский - Apr. 23rd, 2015 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Apr. 23rd, 2015 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Ваня Сельский - Apr. 24th, 2015 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Apr. 24th, 2015 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Ваня Сельский - Apr. 23rd, 2015 02:45 pm (UTC) - Expand
dammerschlaf
Apr. 21st, 2015 10:09 am (UTC)
Были ещё Биленкин, Дымов, Вейнбаум........и прочая, и прочая.
sunely_tales
Apr. 22nd, 2015 08:13 am (UTC)
Конечно, было множество писателей, которые думали о пришельцах, спасибо что упомянули о них :-)
souldrinker
Apr. 21st, 2015 11:54 am (UTC)
sunely_tales
Apr. 22nd, 2015 08:15 am (UTC)
Ага, хорошая картинка :-)
2born
Apr. 21st, 2015 12:49 pm (UTC)
Согласен. А если не секрет, что у вас за работа?
dark_arch0n
Apr. 21st, 2015 01:14 pm (UTC)
Состав рас в фантастике зависит от жанра. Если это боевая фантастика то да. Потому что сложно описать словами сражение на мечах с не гуманоидной расой (а большинство фантастики так или иначе скатывается в сражение на мечах :(.
Если фантастика не боевая то может всякое быть. Например: дилогия "Звезды: холодные игрушки". Описания некоторых рас:
- Счётчики — слабая раса, чьей специализацией является функция компьютеров — разнообразные сложные расчёты. Самоназвание расы в книге не упоминается, но слово «счётчик» в их обществе считается оскорбительным. У этой расы существует два сознания — внутреннее (воспринимает информацию на уровне байтов) и внешнее (подобное сознанию других рас). Счётчики способны входить в контакт с живыми и неживыми системами, чьё действие основано на электрических импульсах, от человеческого мозга до электрических схем различных приборов. В конце концов выясняется, что счётчики — неорганическая форма жизни.
- Куалькуа — слабая раса, симбионт. Куалькуа не имеет определённого облика, может входить в контакт с любым существом биологической природы и трансформировать тело носителя в соответствии с его пожеланиями. Известны среди других рас своим равнодушием к смерти.
- Торпп — небиологическая раса, живущая в фотосфере звёзд, с неясным для землян статусом, скорее всего, сильная (присутствует на совете сильных рас). Торпп представляют собой подвижные разумные облака плазмы, заключённые в силовые поля, и выглядят как небольшие солнца.
Ну и т.д.
sunely_tales
Apr. 22nd, 2015 08:26 am (UTC)
Да, наверно, так
knight_agilulf
Apr. 21st, 2015 02:35 pm (UTC)
Из свежего могу посоветовать "Посольский город" Чайны Мьевиля: инопланетяне там отличаются от нас и биологически, и культурно.

Что до стремления фантастов делать инопланетян антропоморфными, то, полагаю, во многом причиной этого являются художественные потребности: гуманоидов попросту легче описывать и вводить в повествование.
sunely_tales
Apr. 22nd, 2015 08:27 am (UTC)
Может быть. Мне еще встречалась точка зрения, что это делается умышленно, так как инопланетяне являются аллегорией на людей
elvir_iz
Apr. 21st, 2015 08:15 pm (UTC)
Как чаше всего изображают инопланетян. Прямостоящее существо, есть голова на которой 2 глаза, рот и пара отверстий вместо носа, 2 руки, 2 ноги - да это же уродливый человек. Самые продвинутые фантасты, делают их похожими на осьминогов.
Думаю на самом деле мы попросту не сможем войти с ними в контакт, мы же не пробуем контактировать с муравейником, а ведь мы обитатели одной планеты и имеем много общих генов.
sunely_tales
Apr. 22nd, 2015 08:28 am (UTC)
Хорошее сравнение, вполне возможно, что и они на за хотят с нами общаться, как в известном рассказе :-)
Ваня Сельский
Apr. 23rd, 2015 02:42 pm (UTC)
«..... Несмотря на весь накопленный багаж научных знаний, мы с большим трудом можем осознать и принять другой уклад жизни, в современном обществе толерантность до сих пор остается лишь термином.»

И почему я читая Вас, так часто вспоминаю высказывание, приписываемое Марку Твену? «Называть себя в печати “мы” могут только царственные особы, редакторы и больные солитером". :) И кстати, очень хорошо, что толерантность остается только термином :)

«..... Если посмотреть на большинство научно-фантастических произведений, пришельцы сильно напоминают нас, а если отличаются, то, как правило, изображены непривлекательными и основанная их роль/судьбы - стать жертвами нашей агрессии (которую зачастую авторы оправдывают). Всепоглощающий антропоцентризм правит даже здесь, в выдуманном мире будущего.»

Во-первых, полным-полно произведений, где пришельцы вовсе не антропоморфны. "Ксипехузы" Рони-старшего, «Война миров» Уэлса, «Кукловоды» Ханлайна, «Волновики» Брауна, «Оседланные» Сильверберга - это только то, что вспоминается навскидку. Во-вторых, в большинстве произведений вовсе не пришельцы становятся жертвой агрессии, а наоборот, земляне. В-третьих, законы жанры диктуют свои правила. И война с пришельцами, наиболее простой способ добиться необходимого драматизма. Можно конечно написать книгу, где основой будет описание торговли между цивилизациями (например «Кенгуру» Фирсова), но она в большинстве случаев будет проигрывать книгам про межпланетные сражения. :) Как описание жизни бухгалтера выглядит довольно невзрачно, по сравнению с описанием жизни военного.

«Я помню, как в школе, по списку литературы читала Ефремова «Звездные корабли». Устами ученого автор озвучивают свою теорию, что в каких бы условиях ни развивалось разумное существо, оно обязательно будет гуманоидом. Даже тогда мне это казалось несколько самоуверенно эгоцентричным. Тоталитаризм школьных преподавателей заставлял нас верить авторам, но мое внутреннее несогласие с этим мнением выжгло этот эпизод в моей памяти.»

Господи, так Вы жертва политических репрессий? И как только в таком тоталитарном аду смогла развиться столь свободолюбивая личность?! :) Кстати, я тоже был не согласен с Ефремовым в свое время, но теперь склоняюсь к мысли, что инопланетное разумное существо вполне может быть антропоморфным. Вовсе не обязательно похожим на человека, но по крайней мере «руки-ноги» (и возможно голова) у него почти наверняка должны быть.

«Много лет спустя я узнала, что Ефремов был ученым-палеонтологом… За свою научную деятельность, он был в огромном количестве экспедиций и раскопал множество останков вымерших животных. По-моему мнению, палеонтологи, видя огромное разнообразие древних форм жизни, должны более оптимистично и креативно представлять возможности эволюции. «

Ефремоф возможно не знал такого слова как «креативно», поэтому рассуждал просто как нормальный человек :) Для построения технической цивилизации, нужны какие-то конечности с развитыми «пальцами». У многих животных, "работающих" с предметами, они есть.
http://openyourpage.ru/wp-content/uploads/2012/05/nature_gb_10.jpg
http://otvet.imgsmail.ru/download/61ba8fd58ed2adabd86be1de7f7f0fe3_i-65.jpg
http://www.zooclub.ru/skat/img.php?w=700&h=700&img=./attach/17000/17062.jpg

Может конечно быть что-то вроде хобота, но скорей всего, в результате эволюции, на нем все равно должно появиться что-то вроде "пальцев".
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/449/94449328_slon251.jpg

«Но видимо желание верить, что люди – венец эволюции, затуманивает научное мышление, и снова нам кажется, что мы – само совершенство, и другого просто не может быть.»

Вам бы скромности чуток побольше, и вы бы так не думали :Р

«Когда я читаю новости о поисках других форм жизни, с одной стороны меня распирает любопытство ученого, а с другой я задаюсь вопросом: «а готовы ли мы к этой исторической встрече?». Боюсь, что пока ответ «нет».»

Полностью согласен, что земляне не готовы! Где ракеты с ядерными зарядами, способные достичь хотя бы орбиты Плутона? Где разведывательные спутники в облаке Оорта? Где секретные подземные базы, способные пережить залп ионной пушки из космоса! Еще готовиться и готовиться надо к встрече дорогих инопланетных гостей! :)
sunely_tales
Apr. 23rd, 2015 06:40 pm (UTC)
Сомневаюсь, что это фраза Твена, он бы про беренных, наверно, добавил :-)

Хорошо, что есть такой защитник космических боевиков. Авторы, которые не смогли создать достойный небоевик тоже могут спать спокойно, это не они сплоховали, а просто зритель/читатель такой плохой :Р

Он может быть антропоморфным, а может и не быть. Я против категоричности утверждений.

Вообще, я иногда фантазирую, какой бы увидели нашу цивилизацию потомки по результатам раскопок. Прочитали бы Ефремова и подумали, наверно, про нашу косность мышления? Хотя это еще ничего, по сравнению с Гумилевым %)

А про скромность царских особ цитаты нет? ;-)

Я не уверена, что все эти ухищрения помогли бы против цивилизации, котора бы смогла преодолеть несколько световых лет, чтобы добраться до нашей планеты. Как думаете?
(no subject) - Ваня Сельский - Apr. 24th, 2015 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - Apr. 24th, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
smertnyy
Apr. 26th, 2015 10:20 am (UTC)
хы. для инопланетных контактов, в первую очередь, надо не толерантность развивать, а косм. корабли научиться строить.
sunely_tales
Apr. 27th, 2015 10:52 am (UTC)
Есть правда в ваших словах :-)
orfis_sakarna
Apr. 28th, 2015 11:17 pm (UTC)
Зависит от того,какая литература попадётся. Например, в визуальной новелле "Песнь Сайи"(хотя это нечто среднее между повестью и компьютерной игрой) как раз показан переход на сторону негуманоидной формы жизни с совсем другим типом нравственности и это оправдывается. Форма жизни чувствует себя дискомфортно в нашем мире, но зато те состояния,которые человеку кажутся мерзкими, для неё очень привлекательны. Во время игры полостью освобождаешься от антропоморфизма. Сейчас на рутрекере есть русский перевод и сама игра очти без цензуры ,со всеми тяжелыми сценами нечеловеческой, негуманной, неантропной логики. На любителя.
sunely_tales
May. 5th, 2015 11:23 am (UTC)
Прочитала описание, занятно, но визуальные новеллы - не мой любимый жанр. Может-быть в охотку поиграю.
Спасибо!
5509850
May. 4th, 2015 03:23 pm (UTC)
Ужас ситуации в том, что эти иноземные формы разума уже давно встретились человечеству.

По крайней мере два таких эпизода отражены в литературе.

Например, вампиры в виде летучих мышей, которые контролируют человечество с помощью наместников в лице халдеев - это первый вариант от Пелевина в книгах "Ампиир «В»" и «Бэтман Аполло».

И этот же момент с летунами из книг Кастанеды. Вот цитата проясняющая суть -
"Можно, кстати, наблюдать, как большинство людей на старости лет все больше и больше попадают в ловушку воладорес, из чего, однако, не следует ложный вывод, будто молодые люди обладают иммунитетом в отношении этих ловушек. Большую часть нашего осознания мы жертвуем уже в раннем детстве, а затем становимся для летунов подобны домашним животным, дающим молоко: оно регулярно отсасывается; так поддерживается на определенном уровне и наше осознание. Если же осознание по причине старости, слабости или болезни перестает расти или его рост слишком замедляется, тогда воладорес сжирают внешнее свечение практически до основания и даже не оставляют маленькой лужицы.

Последствия такого состояния - закостенелый ум, повышенная забывчивость и путаница в мыслях, при этом - растущая раздражительность, фанатичное цепляние за нормы и ценности общественного порядка, увеличение чувства собственной важности; короче - все симптомы и признаки старческой немощи.

Все вышесказанное, однако, не означает, что мы вообще не имеем понятия о существовании этих летунов - собственно говоря, у нас отсутствуют слова и языковые средства, чтобы описать их в контексте нашего повседневного мира.

Маги говорят, что дети, которые еще не полностью социализированы, часто обладают способностью видеть эти существа и обычно тонко чувствуют, когда чужеродные создания паразитируют на внешнем блеске их осознания. Неудивительно, что они боятся духов, монстров и демонов, которые прячутся у них под кроватью или подглядывают за ними из шкафа. Поскольку летуны обычно стараются проделать свою работу, оставшись неузнанными, они приступают к делу как правило ночью и действительно охотно прячутся в темных уголках и закоулках. "

И второй эпизод - всё тот же Пелевин и "Лк3ЦБ" - столкновение человечества с кремниевой цивилизацией, которая незаметно порабощает человечество, которое добровольно ныряет в омут этой кремниевой оккупации - это наши соц. сети и электронные гаджеты, которые нам заменяют реальность - вот и сейчас мы общаемся в ЖЖ через этих электронных посредников, находясь в полной их власти и причем абсолютно добровольно.
sunely_tales
May. 5th, 2015 11:26 am (UTC)
Два? А как же наскальные изображения пришельцев?
(no subject) - 5509850 - May. 5th, 2015 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - May. 8th, 2015 06:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5509850 - May. 10th, 2015 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sunely_tales - May. 12th, 2015 09:48 am (UTC) - Expand
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel