?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Еще в студенчестве мне довелось услышать незаурядную историю о том, что пожилые преподаватели, вполне себе активные и адекватные, после прекращения преподавательской практики очень быстро теряют остроту ума. Как выясняется, процессы нейродегенерации и обучения идут рука об руку.


То, как именно мы учимся, и что происходит на молекулярном уровне, представляет собой большой интерес. И дело не только в том, чтобы научиться чему-либо, но и понять, как происходят те или иные заболевания, например, болезнь Альцгеймера.

Ученые MIT установили интересную закономерность: каждый раз, когда мы изучаем что-то новое, ДНК в нейронах ломается. На первый взгляд это выглядит странно, но у природы, как известно, всё не просто так.

Начать стоит, пожалуй, с того, что ДНК ломается не случайно, а специально, при помощи фермента топоизомеразы IIβ. Разрывы происходят вблизи определенных последовательностей ДНК, которые в обычном состоянии связаны с белком-репрессором CTCF, который дезактивирует активность гена, на который садится.



Поэтому получается, что в ответ на стимул нейрон ломает свою ДНК, чтобы активировать определенные гены. Впоследствии эти повреждения залечиваются, и гены снова переходят в неактивное состояние. Доподлинно неизвестно, зачем нужен именно такой механизм, можно предположить, что например, обучение должно иметь некоторый порог, и работать по принципу выключателя, без каких-то промежуточных состояний. А, можем быть, случайная комбинация работы этих ферментов оказалась первой и просто закрепилась. Кто знает?

Так работает молодой мозг. В процессе взросления и старения возможности для репарации ДНК в наших клетках падают, и повреждения могут стать критичными. Дело в том, что способность наших клеток к тем или иным действиям обусловлена наличием белков. Белки, исполнив свою функцию, потихоньку деградируют и перерабатываются. Основная проблема в том, чтобы вовремя синтезировать эти белки вновь, когда они потребуются.

Получается, что в юном возрасте мы легко учимся и переключаемся с занятия на занятие естественно, но с годами эта естественная способность постепенно ослабевает. Однако, есть возможность этому противостоять – необходимо не прекращать процесс обучения, стимулируя, тем самым, нейроны головного мозга к синтезу всех необходимых ферментов. Это позволит значительно продлить умственную молодость. Можно изучать новые языки, читать научные статьи, писать обзоры, путешествовать.

Хотя, конечно, есть еще один вариант – прекратить обучаться совсем.

Posts from This Journal by “мозг” Tag

  • Плацебо: ложь во спасение?

    Эффект плацебо – загадочное явление, которое точно объяснить сложно, но игнорировать просто невозможно. Что уж тут говорить, если есть даже…

  • Забыть всё

    Один из любимых приемов психологических триллеров и детективов – заблокированные воспоминания. Иногда с помощью воздействия, иногда под…

  • Ошибки нашей памяти

    Все мы неоднократно замечали, как многократно рассказанная история меняется и становится более красочной с каждым разом. Обычно это объясняется…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
2born
Jun. 8th, 2015 08:36 pm (UTC)
Похоже, мне деградация не грозит:))))))))))
sunely_tales
Jun. 11th, 2015 07:59 am (UTC)
Какой же из двух вариантов ваш? :-)
2born
Jun. 11th, 2015 08:03 am (UTC)
Пахать до гробовой доски:)))))
souldrinker
Jun. 9th, 2015 03:42 pm (UTC)
Возможно, ремоделирование хроматина - слишком долгий процесс, и для срочного запуска транскрипции проще просто оторвать кусок ДНК от подавляющего фактора?
sunely_tales
Jun. 11th, 2015 07:59 am (UTC)
Вполне возможно :-)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

sunely_tales
sunely_tales

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel